Логопед – это специалист, который выявляет и исправляет дефекты речи у детей. Он занимается физиологическими, психологическими и механическими проблемами, которые мешают правильно разговаривать. При этом логопед выступает в роли воспитателя и психолога: дает упражнения, развивает моторику, мышление, способности связно разговаривать и складывать слова в предложения.
Перед тем, как начать занятия с ребенком, логопед выявляет уровень дефектов речи. Как их можно исправить, и что для этого потребуется? Это зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В стандартных дошкольных учреждениях с детьми начинают заниматься в старшей группе, готовя ребенка к школе. Но можно начать решать проблемы заранее – это позволит избежать многих дефектов и психологических травм ребенка.
Логопед на занятиях берет на себя роль воспитателя и немного психолога. Специалист должен давать такие упражнения, которые помогут каждому ребенку сформировать его фонематический слух (правильность произнесения отдельных звуков и слов), а также следит за тем, чтобы в речи присутствовала осознанность и логика.
Логопед работает с легкими и средними дефектами речи. Последствия сложных заболеваний или же тяжелые повреждения речевого аппарата он устранить не может. Для этого есть дефектологи – они работают с самыми тяжелыми случаями.
Логопед может устранить:
Нарушение дефектов речи у детей может показаться незначительным. Особенно в раннем возрасте, когда проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. Один может заговорить раньше, другой позже, у одного дефекты, у другого нет. Все индивидуально, и тут сложно сказать, будут ли какие-то последствия или нет.
Поэтому родители часто перестают обращать на проблему речи сколько-нибудь серьезное внимание. Но со временем это перерастает в комплекс проблем. Сначала дети чувствуют, что их речь отличается от других. Они становятся более закрытыми. Возникает психологический барьер. Даже из-за малейшего дефекта речи, в трехлетнем возрасте может закрыться от окружающих.
Поэтому необходимо с самого начала диагностировать и работать с дефектами. Желательно это делать как можно раньше, чтобы у ребенка было больше возможностей адаптироваться и справиться со своими проблемами. Как физиологическими, так и психологическими.
Речь ребенка формируется в 2-3 года. Задержка может быть до 3-3.5 лет, но в таком случае возникает подозрение о наличии каких-то дефектов, пробелов в воспитании и отсутствии работы со специалистами.
Дети постепенно учатся говорить правильно. Для каждого возраста есть своя норма. Можно много говорить о том, что каждый ребенок индивидуален, но в определенных вопросах лучше придерживаться стандартизации: ребенок в таком-то возрасте должен уметь говорить вот так.
В год ребенок начинает лепетать. Он произносит отдельные звуки, похожие на реальные слова. Узнает некоторые слова и соотносит их с определенными объектами. В этом возрасте формируется примерное понимание того, как слова соотносятся с предметами.
В два года словарный запас ребенка должен составлять примерно 50 слов. Он уже может понимать связную речь, и воспринимать двухступенчатые конструкции (сходи туда и сделай это).
В три года ребенок уже может считаться полноценно разговаривающим. В таком возрасте он уже может составлять предложения, переходя от односложных конструкций к выражению своих мыслей более сложными способами.
В четыре года ребенок должен уметь составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. С ним уже можно свободно разговаривать. Он формулирует свои мысли, но все еще с трудом. Осваиваются свистящие (С, З, Ц), а также Ы, Э, позже шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
К пяти годам речь ребенка должна окончательно сформироваться. Это тот этап, где дети правильно произносят все звуки, словарный запас расширяется, а ребенок начинает вместо первичного формирования речи заниматься расширением своего словарного запаса и соотносить слова с объектами.
Если речь ребенка отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Даже если у ребенка индивидуальные особенности развития, и он по каким-то причинам начинает делать все несколько позже, чем другие, компенсируя это опережением в других областях, логопед это определит и посоветует, как можно догнать отставание в речи, не повредив другим интересам ребенка.
Многие родители не видят проблемы у ребенка, даже если находятся с ним 24/7. Чаще всего потому, что они не знают, что это проблема, и в целом не хотят думать, что с их ребенком что-то не так. Но есть однозначные случаи, когда нужно отдавать ребенка к логопеду:
Важно найти тот момент, когда ребенка нужно отправить к логопеду, чтобы он мог помочь выровнять речь. Это может помочь при подготовке к школе, усилить предметную базу, научить его говорить и решить главную проблему современных детей: слабую речь в целом.