ABA – анализ поведения прикладного характера. Главное направление нашей работы. Если сравнивать данную методику с другими непроверенными вариантами, можно отметить, что она доказана исследованиями ученых. Но такая терапия вовсе не является волшебной таблеткой. Данная работа обязательно требует от педагогов и от вас существенных усилий.
В основе ABA терапии законы поведения человека. Они являются идентичными для ребенка и взрослого, детей с СДВГ, РАС или существенной задержкой развития. Поведение строится по идентичным для всех законам. Если требуется полностью изменить поведение ребенка, требуется обязательно в корне изменить поведение тех взрослых, которые находятся вокруг него.
Если вы будете понимать то, что хочет ребенок, ему просто ненужно будет разговаривать. Можно быстро одеть ребенка. Но при этом он не будет учиться делать это самостоятельно. Зачем ему это делать, если его постоянно одевают взрослые. Если вы постоянно идете детям на уступки, чтобы они успокоились, они постоянно будут плакать, чтобы вы сделали так, как они хотят.
Тераписты создают на занятиях ситуации для детей, которые побуждают их к обучению и изменению поведения. Стоит встретиться с куратором. Он объяснит, как стоит делать это дома. Вы сможете без труда справиться с определенным поведением ребенка, а также научить его.
Кураторы подробно объяснят родителям способы проанализировать поведение. Они расскажут вам обо всех нюансах работы, а также составят план предстоящих занятий.
Можно также получить исчерпывающие ответы на все вопросы. Вы получите полные рекомендации, касающиеся того, что вполне можно делать на прогулке или же дома. Вы научитесь правильно вести себя с вашим ребенком в различных ситуациях.
Перед тем, как начнутся занятия, в обязательном порядке проходит тестирование. Требуется это для того, чтобы куратор смог оценить определенные навыки вашего чада. Он сможет выявить его увлечения, интересы и сильные стороны. Также ему удастся понять, что мешает ребенку хорошо учиться.
Далее составляется программа для дальнейшей работы. Делается это индивидуально. Обычно рассчитана она максимум на три месяца. Затем она корректируется. Все зависит от того, каких результатов удается достичь. При этом цели проводимой работы на данный период могут быть различными. Все зависит от того, чему успеет научиться ребенок.
Почему столь важно, чтобы между ребенком и терапевтом установились отношения позитивного характера? Все дело в том, что при аутизме нарушается коммуникация, процесс общения. Если не будет доверительных отношений, ребенок просто не будет сотрудничать с тем человеком, которого он не знает. Для того, чтобы работа была максимально эффективной, у ребенка должно быть желание выполнять все предлагаемые специалистом задания.
Длительность регулярных занятий составляет минимум несколько месяцев, максимум – несколько лет. Все зависит от такого, каковы цели данного вмешательства. Также имеет значение и то состояние, в котором находится ребенок. Работой с каждым ребенком руководит куратор и супервизор с BCBA степенью.
Некоторые считают, что известная многим АВА-терапия – определенная дрессура. Появилась она потому, что специалисты для поощрения мотивационного характера использовали те лакомства и еду, которая нравится ребенку. Первоначально данное поощрение действительно способствует тому, что у ребенка возникает желание выполнять неинтересные задания. Но затем для него более значимо становится то, что его хвалят. Также может использоваться система жетонов. Общение ребенка и специалиста – это плодотворное общение ребенка и взрослого. В нем обязательно присутствует эмоциональная поддержка, поощрения за правильно выполненные детьми задания. В такой терапии нет наказаний. Используется лишь метод поведенческого характера, при котором учитываются последствия.
Терапевт может стать тьютором. Он будет сопровождать ребенка в детском саду, школе, различных общественных местах. При этом он будет оказывать ему помощь в адаптации к социальной жизни. Работать со специалистом можно в кабинете или же непосредственно на дому. Важно лишь, чтобы она была регулярной и постоянной. Требуется, чтобы в процессе активно участвовали члены семьи. Это необходимо для того, чтобы ребенок получал знания и опыт и использовал все это в общении с другими. Необходимо это для того, чтобы не было «кабинетного эффекта».